ЭЛАЙДЖА ВУД
Фродо

ЯН МАККЕЛЛЕН
Гэндальф

ВИГГО МОРТЕНСЕН
Арагорн

ШОН БИН
Боромир

ДЖОН РИС-ДЭВИС
Гимли

ОРЛАНДО БЛУМ
Леголас

ШОН ЭСТИН
Сэм

БИЛЛИ БОЙД
Перегрин Тук

ДОМИНИК МОНОГАН
Мерри



КРИСТОФЕР ЛИ
Саруман

КЕЙТ БЛАНЧЕТТ
Галадриэль

ЯН ХОЛМ
Бильбо

ЛИВ ТАЙЛЕР
Арвен

ХЬЮГО УИВИНГ
Элронд



ЛОШАДИ


 

Джоан Гилкрайст 

в гостях у непарнокопытных звезд "Властелина колец"

Идиллическая картина - дворик, залитый солнцем раннего зимнего утра; на коновязях и развязках спокойно стоят лошадки. Они мало похожи на чистокровных или спортивных коней, как правило, обитающих на фермах под Вайканае. При ближайшем рассмотрении выясняется, что в денниках разместились необычные жильцы: кролики, ежик, олень, крысы, хорек и даже гигантские новозеландские кузнечики. Что же здесь происходит?

Это поместье общей площадью в 80 акров превратились в тренировочную площадку для лошадей, снимающихся в фильмах, которые войдут в трилогию Толкиена "Властелин колец".

Главный тренер - Дейв Джонсон. Ему помогают Ли Сомервелл, Крис Раттен, Робби Миллер, Керри Морган, Карла Гэммонс, Рэй Ленеган, Дон Рейнольдс и Марк Кайнстон-Смит. Эта группа отвечает за тренировки, кормление, ветеринарное обслуживание и грим; на ее попечении - двадцать всадников и сорок верховых лошадей, снимающихся в фильме.

Всеобщее спокойствие - не случайность. Рабочая группа твердо верит в необходимость "избегать повышения адреналина в крови". Их теория такова: чем спокойнее кони, персонал и всадники, тем проще приучить лошадей не реагировать на дым, оружие, схватки, камеры и прочие сложности, неизбежные для крупнобюджетного приключенческого фильма. Большая часть этой работы происходит в "бочке", предназначенной для работы на корде и заездки лошадей, или в большом песчаном манеже; благодаря наличию этих двух помещений ферма идеально подходит создателям фильма. Немаловажным фактором стала и близость к Веллингтону, позволяющая актером пару раз в неделю выбираться на уроки верховой езды, знакомиться с лошадьми и приучать их к своим костюмам.

"Мы много занимаемся отработкой упражнений и приучаем их работать в группе, - говорит Крис, - это полезно. Ведь им придется сталкиваться с самыми разными ситуациями". Крис уверен, что к концу тренинга лошади будут в состоянии переносить абсолютно все. Но одного тяжелого труда мало. В качестве отдыха он устраивает поездки на пляж, в буш, в лес, не забывая о километровом тренировочном круге и путешествиях в холмы для развития мускулатуры. 

Владелец фирмы "Херитадж Клайдсдейлс" Дейв Джонсон собственноручно подыскивал, покупал или брал в аренду большую часть лошадей. Некоторые из них по окончании съемок вернутся к своим владельцам; остальных продадут.

Одни лошади стоили дешево, другие, по словам Дейва, больше тысячи долларов, несколько обошлись в пять тысяч, одна - в восемь, три - в десять тысяч каждая. "Не стану рассказывать вам, сколько мы потратили денег. Многих покупали по сходной цене. Если нам нравилась лошадь и на вид она подходила для наших задач, мы ее брали". Да, некоторые лошади годились разве что на мясо; их всему обучили заново и постараются продать в качестве "лошадей для кино" или с аукциона. На самом деле, для определенных сцен потребуется гораздо больше лошадей, но это в основном статисты. Их набирает на окрестных фермах координатор работ с лошадьми Стив Олд, более известный как организатор Большого конного тура по Новой Зеландии.

"Компьютер превратит двести пятьдесят лошадей в шесть тысяч," - говорит Стив, явно испытывая облегчение от того, что ему не придется подбирать такое количество! Съемки будут проводиться на природе, в разных уголках Южного острова, они начнутс я в середине августа и продлятся три месяца. Стиву нужно просмотреть и отобрать двести пятьдесят коней и всадников. Когда я уходила, он раздумывал, где в разгар зимы найти в чистом поле укрытие для такого табуна!

"Мы повезем на Южный остров сорок лошадей. В каждой сцене первые двадцать пять лошадей будут из наших, включая дублеров, - объясняет Стив. - Если для съемок одной сцены потребуется двести пятьдесят лошадей, мне нужно будет найти на месте двести двадцать пять всадников с конями, причем кони должны иметь однотонную масть. Потому что они будут создавать фон, а лошади, снимающиеся в главных ролях, - белые".

Лошади, которым придется выступать в батальных сценах во главе армии, должны выглядеть внушительно и обладать индивидуальностью… но кто это, уж не Уреус ли, выездковый жеребец Локи Ричардса?

"Все решилось за пять минут, - рассказывает Локи. - Они позвонили мне и сказали, что им нужен жеребец. Я сказал им, что если они загрузят его в коневоз, то пусть попробуют, но он в принципе отказывается грузиться, а за последние десять лет ездил только в моем коневозе. Он зашел в коневоз, они устроили пробы, и он им подошел. До этого на нем никогда не ездили без седла!

Ему понравилось. Стефон фон Ингельгем сказал, что спортивная карьера Уреуса подходит к концу, скоро он уже не сможет выступать. Теперь у него новая работа".

"Вы не поверите, как хорошо он адаптировался к съемочной площадке," - вставляет Стив Олд.

Уреус - конь Арагорна, законного короля Гондора. Вигго Мортенсен, исполняющий роль Арагорна, так проникся верховой ездой и привязался к Уреусу, что два-три раза в неделю приезжает из Веллингтона брать у Робби уроки - и заставляет боссов рвать на себе волосы, настаивая на том, чтобы сниматься верхом в два раза чаще, чем планировалось!

Как правило, не только люди, но и лошади-актеры имеют дублеров: серый андалузский мерин Бланко дублирует серого андалузского жеребца Демеро, исполняющего роль Сполоха, коня волшебника Гэндальфа.

Но в фильме есть и совершенно необычный элемент. Поскольку хоббитов должны быть ростом 107 см, роль Старого Билла, коня Сэма Гэмджи, играют две лошади. Одна из них - малыш Растус, помесь шетлендского пони и квортерхорса. Он участвует в сценах с дублерами-карликами, которые носят специальные маски, чтобы быть похожими на актеров. Вторая лошадь, Шейн, попадает в кадр вместе с настоящими главными героями, чтобы сохранять масштаб. (Если же в кадре хоббиты должны появиться одновременно с волшебником, на помощь приходит один очень высокий Гэндальф!)

В день моего визита эта пара отсутствовала. Они уехали с Дейвом учиться ходить на искусственному снегу по узкой горной тропе, оборудованной в съемочном павильоне. (Чтобы дать обоим пони возможность поворачивать, из горного склона вырастает специальная платформа!)

Пусть гнедые и похожи друг на друга, они все же не близнецы. Здесь берется за дело Марк Кайнстон-Смит, ставший в группе лошадиным гримером. Он говорит, что гримировать лошадей - примерно то же, что и наводить на них лоск перед соревнованиями. Он может добавлять, скрывать или видоизменять отметины на мордах и ногах, подчеркивать или слегка менять масть.

"Мы испытали человеческую краску для волос на моем пони Джазе, - вспоминает Дейв забавный зпизод, - но ничего не вышло. Уж проще купить лошадь подходящей масти! Правда, пару караковых лошадей мы превратили в черных - для этого подходят простые оттеночные шампуни для лошадей ("Чемпион" или серия "Нью-Зиланд Голд"), а если мы хотели спрятать носок, то пользовались краской для овечьей шерсти".

Вторая составляющая грима - это раны, шрамы и кровь. Настолько реалистичные, что ветеринар Рэй Ленеган, приехав на съемочную площадку и увидев лошадь с широким порезом на спине, откуда хлестала кровь, чуть не впал в панику, но вовремя догадался, что это грим. Для создания реалистичных шрамов, струпьев и язв используют косметический воск; кровь - это специальный состав; для придания устрашающего эффекта вокруг глаз и ноздрей берут заварной крем. Все это - процесс создания иллюзии, причем совершенно безвредный для лошадей.

Без происшествий на съемках не обошлось, но такого рода случайности можно ожидать в местах, где одновременно работает много лошадей. Когда один всадник неправильно понял указания в одной из батальных сцен, столкнулись два коня, получив серьезные ушибы; но оба уже снова в работе. Другая лошадь упала с невысокого пирса. Видимо, она несколько раз промчалась галопом туда и обратно, потом отскочила в сторону и упала в воду. Дело было на мелководье, и она отделалась незначительными повреждениями.

"Хуже всего, - говорит Рэй, - что всадник был одет в тяжелый костюм, в широкий плащ, и из-за намокшей ткани никак не мог подняться!"

Фильм американский, а в США, где для проката требуется получить разрешение от влиятельного Общества охраны животных, существуют строгие правила обращения с лошадьми. Здесь они соблюдаются. "Мы рассчитываем указать в титрах, что фильм одобрен Министерством сельского хозяйства Новой Зеландии, Международной лигой защиты лошадей и Королевским обществом предотвращения жестокости по отношению к животным, - говорит Стив. - Мы бы хотели, чтобы на съемках каждой сцены, где задействованы лошади, присутствовали их представители. С точки зрения времени здесь могут возникнуть сложности". 

Кинематографисты, не имеющие отношения к конному миру, не обращаются с лошадьми как с людьми, но открывают для себя, на что способны эти животные. По словам Дейва, "лошади будут делать удивительные вещи. Мы следим за процессом и даем съемочной группе указания: ровно столько дублей и не больше, лошади не железные. Они реагируют с пониманием". Половые покрытия готовятся таким образом, чтобы лошади не поскользнулись, а съемные резиновые подковы обеспечивают дополнительную безопасность.

Лошадей, от которых требуются особенные навыки, тренирует американец Дон Рейнольдс. Он присоединился к съемочной группе в мае, всего за два месяца до моего визита, и работает в основном с Демеро, жеребцом-андалузом, который сыграет Сполоха, и Бланко, его дублера. Волшебнику Гэндальфу придется скакать на коне галопом без седла и уздечки на виду у 250 человек.

"Не знаю, как их до меня работали, - говорит Дон. - Их немного учили "свободной" езде, но неправильно, так что мне пришлось их переучивать. Через месяц-два я смогу гораздо лучше их контролировать - пока что мне с трудом удается ездить без уздечки".

Дон тренирует лошадей всю жизнь, он ездит верхом с детства. Несколько лет он ездил без седла на мустангах и занимался вольтижировкой, после чего пошел работать в кино. Он не помнит, над сколькими фильмами он работал, но думает, что над 50-60. "В основном, - говорит он, - я работаю за кулисами". В частности, он тренировал северного оленя для Дадли Мура - экранного Санта-Клауса! Дон готовил лошадей для многих фильмов и бесчисленных рекламных роликов, и шесть лет проработал на "Юниверсал Студиос", в отделении, занимающемся съемкой вестернов.

Его подход отличается спокойствием. Он смеется над Бланко, который, едва его расседлали, начинает веселиться и вставать на дыбы. "Давай, дурачок, опускайся, - ворчит Дон. - Не нужны мне твои свечки. Что-то ты сегодня разошелся". Наблюдавшие за ними помощники говорят, что сегодня конь впервые начал играть с тренером - признак установления хороших взаимоотношений.

Бэзил Клэпэм - дублер Гэндальфа. Неплохой шаг вперед для парня из новозеландской деревни! "Я всю жизнь езжу верхом, но такое мне в новинку. Я долго не мог понять, что делать с руками - привык висеть на поводе; но верхом я в результате стал ездить куда лучше!"

Бэзил приехал работать с лошадьми, однако благодаря внешнему сходству с сэром Яном Маккелленом, исполнителем роли Гэндальфа, вскоре стал его дублером. Бэзил не на шутку проникся духом происходящего - на его машине красуется номерной знак "Гэндальф"!

Неудивительно, что создатели "Властелина колец" до поры до времени держат подробности съемок в тайне, но судя по всему, поклонники Толкиена не разочаруются в предложенной Питером Джексоном трактовке своих любимых книг.

Задача кинематографа - остановить реальность, создать фантазию и иллюзию; я с нетерпением жду возможности увидеть, как приключения героев Толкиена перейдут со страниц книги на экран кинозала. 





Бэзил Клэпэм (дублер Яна Маккеллена) на Бланко (дублере Демеро)



Дон Джонсон на Демеро



Уреус (конь Арагорна) и Джейсон Хилл (дублер Вигго Мортенсена)



Дон Рейнольдс на андалузском жеребце Демеро



Демеро и Дон после занятия



Дейв Джонсон и Крис Раттен с конем Леголаса (наполовину першерон)



Джейн Эббот (дублер Лив Тайлер) на Флориане (Асфалот)



Шейн и Растус (Старый Билл)

© NZ Horse and Pony
Источник: TolkienOnline



Website design © 2002 NightIsland